Живая книга

Наши страницы на других сервисах

«Над пропастью во ржи»

Автор рецензии: FRIDAY13. Дата написания: 13 февраля 2009. Жанр: Современная проза

Над пропастью во ржиУдивительные бывают книги. Начнёшь читать – и нестерпимо хочется поморщиться и бросить. Потом интерес появляется, но как-то вяло, идёт по нарастающей… и наступает момент, когда он опять рушится вниз, а книга остаётся лежать на дальней полке. Потом, когда чуть было не забыл, опять приходится почему-то брать её в руки и дочитывать. Уже совсем поздно, когда закончил читать и прошёл уже месяц-два (а то и год), как ты перевернул последнюю страницу, вдруг понимаешь: эта книга была очень хорошей. Возможно, одной из лучших, что ты читал.

В данном случае я говорю о вполне конкретной книге. Это «Над пропастью во ржи», единственный роман Джерома Д. Сэлинджера.

О сюжете говорить нельзя – хотя бы потому, что в книге его, вообще говоря, нет. Фабула построена вокруг бесцельных метаний по городу молодого человека с запоминающимся именем Холден Колфилд, который представляет собой очень интересную личность. Фактически, в нём собрана вся молодёжная агрессия и нарочитое выпадание из окружающей «системы». Книга начинается с того, как Колфилда выгоняют из престижной школы за неуспеваемость. Не то, чтобы он плохо учился – нет, он умён и вполне мог бы продолжать обучение, но ему претит сам дух школы, чопорный и лицемерный. Эти два качества Холден видит буквально во всём, не только в школе – начиная от своих друзей и подруг и кончая случайными знакомыми. При этом он знает, что сам от них мало отличается, и это его крайне угнетает. Он понимает, что не в силах ничего изменить – единственное, что он может сделать, это выказывать неявный протест против порядка вещей, ничего не предпринимая активно. Вот в чём причина его прогулов, постоянного вранья, презрения к нормам и правилам, доходящего порой до истерики. У Холдена нет ценностей в жизни, кроме весьма смутных представлений о том, как всё должно быть. Яркий образ – его мечта, то самое дело, которым он мог бы заниматься без отвращения к себе:

- … Понимаешь, я себе представлял, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак.

Странная мечта, но что-то в ней действительно есть… Спасать детей, тех созданий, в которых ещё нет того ненавистного лицемерия и нарциссизма, который Холден видит во всех людях – вдали от всего, над бездонной пропастью…

Книгу мне рекомендовал к чтению мой брат, и когда мы оба ознакомились с ней, она стала предметом наших продолжительных споров. Брат говорит, что Холден родственен ему, в какой-то степени он увидел в нём себя, увидел и принял. Он всецело его поддерживает. А я, сколь бы интересен мне ни был персонаж, никак не могу разделить его взгляды. Холден, по-моему, действительно висит над пропастью, но под угрозой находятся не играющие во ржи дети, а он сам. Да, в нём есть всё то, что было и есть в нас, в молодёжи – дух бунтаря, отречение от авторитетов, стремление к безотчётной дали, – но это всё слепые силы, которые без узды могут уничтожить не только нас самих, но и тех, кто нам близок. Книга в первую очередь научила меня именно не быть таким, как Холден Колфилд, не терять веру в ценности, пусть даже ненавистные нам и кажущиеся банальными. Я не говорю, что нельзя бунтовать и стараться изменить окружающие реалии. Просто нужно делать это не «без тормозов», а целеустремлённо, начиная с малого, чётко себя осознавая, не отторгая всё и вся. Строить, а не ломать. В конце концов, Сэлинджер сам говорит устами одного из собеседников Колфилда, и эта фраза стала для меня главной из всего произведения:

Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.

83 комментария

1 | Alexey Kot

5 августа 2009, 17:39

Действительно! Дочитал книгу всего пол-часа назад, попытался сесть и проанализировать. Но почувствовал, что осознание о книге придет позже и не стоит себя насиловать.
В течении всей книги я не мог ассоциировать себя с Холденом, именно потому что сам он был такой, что ему не нравилось в других и он не имел цели. И прочитав его мечту, мое мнение изменилось, мне стало действительно его жаль, что он сам висит над этой пропастью.

2 | Sabina

9 августа 2009, 5:40

Замечательная рецензия, полностью согласна с автором. Я всегда(до прочтения) думала, что этот знаменитый американский роман будет динамичным, сложным, трагичным, но никак не ожидала что он окажется таким легким на чтение и,парадокс, довольно сложным на понимание. Первая реакция после прочтения: «И это называют Главным Американским литературным шедевром 20 века??!!». Спустя какое-то время:»В этом что-то есть.» Мне кажется Сэлиндждер с самого начала задумал роман таким: простой, будничный, на первый взгляд, сюжет, много жаргона, скучный(я бы даже сказала разочаровывающий) конец. Мне кажется, идеей было выразить суть, а она очень даже интересная и есть над чем задуматься, не прямым текстом, а языком мелочей: поэтому те, кто путем этих неприметных мелочей добрался до смысла(наверняка у каждого читателя он немного свой, индивидуальный), в таком восторге от этой книги. Я не могу сказать что я в восторге от романа, но зацепил он меня точно. Хотя бы только из-за самой формы подачи. Не говоря уже о том,что в некоторых ситуациях мне был близок мир Холдена, его мысли.

3 | Salya

14 августа 2009, 21:09

не знаю почему, но пару раз читая в целом простые описания я заплакала.. никак не могу понять почему.. видимо мне очень близок персонаж-юношеский максимализм и отсутствие знаний как быть, что менять и почему не хочется веселиться на балу, плюс и дикое раздражение при виде даже лукавия людей

4 | krakozyablik

1 сентября 2009, 1:46

Очень хорошая книга, особенно полезно прочесть ее сначала в подростковом возрасте (14-16 лет), а потом лет в тридцать. Стиль Сэлинджера, правда, скудноват, впрочем, как и всей американской литературы. Но идея повести замечательная. Обязательно дам прочесть эту книгу своему ребенку, когда он вырастет.

5 | Натаниель

4 февраля 2010, 4:54

Вы знаете, что «Над пропастью во ржи»- любимая книга маньяков?

6 | Натаниель

5 февраля 2010, 6:18

Цензуры не проходит?

7 | Варвара

18 февраля 2010, 20:39

И,говорят, убийца Кеннеди, перед тем, как пойти и выстрелить в президента, как раз читал эту книгу

8 | Angd

20 февраля 2010, 4:32

про того,кто покушался на Рейгана слышала,про убийцу Леннона тоже,да и фильм снят,а вот про Кенниди-нет.

9 | Натаниель

24 февраля 2010, 22:58

Но это как раз добавляет книге…интересности, что ли… Подогревает любопытство…

А все-таки, что они находят в ней?

10 | Хризантема

26 февраля 2010, 17:57

Вчера смотрела постановку данного романа в театре.Не уверенна,что прочтение книги прояснит все возникшие вопросы…Прочтя коменты сделала выводы,что даже книга не дает отеты на вопросы,задаваемые автором.Речь идет о подростке,но видя реакцию школьников видно,что именно такая трактовка их проблем и вопросов им не так уж и близка.Но если я встречу эту книгу.то обязательно прочту.

11 | Яна

1 марта 2010, 1:12

Нужно просто жить так,чтобы твоё дело было правым.
Умереть-удел слабых…

12 | Лювистель

6 апреля 2010, 22:05

Замечательная книга! Прочитала ее на одном дыханьи! Первым желанием после прочтения почему-то было поговорить с тем самым Колфилдом… И мне герой показался настолько близким по духу…

13 | Вика

7 апреля 2010, 0:20

Я не в восторге от книги. Шокировал язык, явно не литературный, а какой-то босяцкий, дворовый. Эти грубые соловечки, пошлости, откровенное вынесение на свет человеческих недостатков, что порой, даже их чтение вызывает отвращение. После такого хочется почитать что-то из Джейн Остин, например.
Как и сказано в рецензии, что я и сама заметила, то сюжета в книге действительно нет. Интерес к ней возник из-за рекламируемого характера главного героя. Реклама – великая вещь. Я разочарована.
И что такого в этой книге, что люди ее воспринимали для себя, как руководство к действию??? Что характерно, то к плохим действиям. Наверное, психика у них была неуравновешена.
Хотя у самого героя просматривается доброта души.

14 | Татьяна

3 мая 2010, 20:49

прочитала (точнее перечитала) книгу совсем недавно. Первый раз её читала лет в 15 – показалась муть страшная. Не смогла даже до середины дочитать – бросила. Сейчас мне 21. Книга понравилась безумно, хотя и не со всеми поступками и мыслями героя я согласна. Однако, действительно, Холден Колфилд – герой на все времена, ибо практически все подростки в его возрасте бунтари по натуре. всем хочется свободы. Возможно, не все такие инфантильные. Однако каждый переживай подростковый возраст так же остро. Только острота эта, возможно, у каждого проявляется по-разному. Однако вот ещё о чём я подумала: дочитав книгу, стала смотреть в инете на куче разных сайтов рецензии на эту книгу, дабы создалось полное впечатление о произведении. И вот вам итог: нет ни одного человека (в том числе и среди моих знакомых), прочитавших данное произведение, кто бы остался к нему абсолютно равнодушен. Она либо безумно нравится, либо вызывает отвращение и непонимание. Однако равнодушных не оставляет точно. И даже тех, кому она не понравилась, всё равно заставляет задуматься…обо всё. Так что читайте, господа – книга действительно стоит того, чтоб её прочесть и составить своё собственное мнение!

15 | Марина

8 мая 2010, 19:00

Я прочитала недавно книгу, и была равнодушна
Было никак. Я ничего не чувствовала..
Книга и все.
Мечтая понять за что её полюбили, я сидела в недоумении и не понимала.
Это наверное можно отнести к разряду «тугодумие» ) но благодаря этой рецензии и комментариям к ней, я поняла, что книга-то мне понравилась ) просто я не понимала видимо, а может просто упустила, невнимательно читая, деталь. Спасибо что помогли разобраться )

16 | алена

22 мая 2010, 4:30

не понимаю, как ожно не понять идею книги, что мечта или внутренний мир – он есть у всех вот и у главного героя тоже, он ведь хотел защить детей от пропасти, сделать что-то хорошее. но чтобы там не было взрослых. почему? потому что со взрослыми часто рождается неприязнь и отрващенеи к простым вещам. доброту считают неуместной, быть лицемерным – правое дело. ведь никто из взрослых пожалуй так и не рассмотрел то что было на сердце у холдена, а ведь у него есть седрце еще и какое, пусть и бунтарское. но ему хочется быть взрослым но он не может переступить ту границу, что лежит у него в седрце. потом ему же противно от этого мира взрослых. вот он и хочет бежать,только учитель пожалуй понял его.но ребенок настолько закрыт и привычная манера общения у него бунтарство. но ведь стоит за этим бунтарством не злоба или вредность, а просто ранимое сердце. его любовь к сенстричке, его забота о ней- вот настоящий холден.пожауй за сегодняшним бунтарство моложеди стоит не боль от того, что тебя не могут понять, а просто отупение от насилия и гадостей. если бы почитали селенджера поняли хоть что-то чувствуйте, глубину мыслей юноши, поймите его! если не сделали это в юности, то хотя бы во взрослом виде! он ведь пытается понять мир взрослых и как ему жить там; понимайте своих детей.

17 | Ваня

3 июня 2010, 17:13

Сто процентов книга создана под влиянием «По эту сторону рая». Тем более в тексте Фицджеральд упоминается раза 2 точно(ну его книжки).

18 | Ольга

16 июня 2010, 3:00

Согласна с рецензентом, сначала, хочется выбросить книгу из-за не литературного языка, но дочитываешь до конца, так как хочешь узнать, может все же есть смысл. А смысл для меня простой, автор попытался описать подростка, как он есть… в нем есть и доброта, и злость и раздражение, он взрослеет вместе с книгой (пусть проходит год, но он меняется), у него есть детские, наивные мысли, а есть философские и очень глубокие… Не скажу, что автор пытался донести какую-то конкретную мысль, может просто описать… высказаться…

19 | Роман

20 августа 2010, 0:20

Прочитал Сэлинджера – Над пропастью во ржи, скажу, что для меня это самая гениальная книга, которую я прочитал, такое осталось впечатление.

В романе хороши как форма, так и смысл. Форма – все глазами 16 летнего пацана, мне кажется, означает, что этот возраст – это и есть расцвет человека, как личности, его мировоззрения и моральных качеств, когда он еще не пошел на компромиссы с совестью, и именно этот возраст, то есть все моральные стремления в 16, должны быть ориентиром для общества. Западная философия, насколько я знаю, считает, что все познается опытом и человек может быть мудр только под старость. В этом они ушли от христианства, который говорит, «оставайтесь как дети», и «устами младенца глаголет истина», то есть истина и вся правда мира заложена в человеке с рождения.

Плюс свое мнение Сэлинджер не навязывает, даже не говорит открыто о нем, а намекает, делает только полшага к ним через мысли парня, которые герой сформулировать то толком и не может, но ясно их чувствует, что-то вроде интуиции, но это скорее именно совесть и острое ощущение правды и справедливости. Ну а читатель пусть сам разбирается, что хотел сказать автор, и это правильно имхо.

По смыслу: самое главное, это, конечно, идея именно «ловца над пропастью», возле которой играют дети, и эту пропасть не видят из-за ржи. и эти дети – это все те далб…бы, которые отказались от своих идеалов, выросли в тупиц, коньюктурщиков, которым система говорит: «или отказывайся быть честным и будь богатым, или будь отбросом общества, в котором живешь», и снобов, которых воспитали ценить внешний блеск и в лоб не замечать глубины и сути.

Холден этот все видит, и он-то, его духовность и бескомпромиссность, могла бы стать преградой перед пропастью. Он все видит и всех этих дебилов ему жалко, даже больше, чем тошнит от них. А жалко потому, что он их больше любит, чем ненавидит, вот такая особенность есть у детей.

Вывод: человечеству нужен моральный ориентир, который убережет людей от пропасти бездуховности.

Ориентиром могла бы быть церковь, но в Америке она тоже шизонутая, о чем Холден не раз говорит, хотя Иисуса то он любит и уважает из всех религиозных персонажей чуть ли не его одного. А тупых мудаков-католиков, которые не думают, но слепо верят как бараны, и даже объединены в стадо, в такое сборище, секту(в америке, кстати, сект до хрена, и все друг друга не любят), где к некатолику уже относится с подозрением, Холден этих мудаков тоже не переваривает. Поэтому, Сэлинджер хотел сказать, имхо, что спасение все же в христианстве, если шире – в вере в Бога, но не через церковь, по крайней мере, в том виде, в котором она есть.

20 | Константин

24 сентября 2010, 13:16

Книга вызвала у меня какую-то щемящую грусть. Грусть по ускользающей юности. Холдену рано или поздно придется стать взрослым, как и всем. Придется стать частью того, что он так ненавидит. В этом, на мой взгляд трагизм книги.

21 | 11

13 ноября 2010, 21:08

Читая книгу, все время думала, а может быть я купила какую-то не ту книгу, какой-то плагиат в названии, это что, та, там самая книга, название которой настолько на слуху?!?
Полностью согласна с Викой, ощущения от прочтения аналогичны: хочется прочесть что-то действительно стоящее, с высоким литературным языком, что-то где есть сюжет, действительно есть..
Наверное, эту книгу стоило читать в самый пик юношеского максимализма, тогда она пришлась бы по вкусу, но теперь, уже с опытом, возрастом и появившимся разумом, книга совершенно не близка.

22 | Ромка

7 декабря 2010, 6:11

Книга что-то задевает, цепляет. Что-то задавленное, затыканное, «ненужное». Такое простое и сложное одновременно.

23 | St

11 декабря 2010, 4:17

Вы не поняли книгу и не способны ее понять. Книга эта читается на одном дыхании, она захватывает. Главный герой говорит о людях, которые ему неприятны, чужды. Боюсь, эта книга может не задеть только того, кто сам является ярким представителем таких людей. Никаких.

24 | Опля

30 декабря 2010, 5:39

Книга абсолютный ноль, не несет ничего. Обычное описание любого подростка, как ваш сосед в россии или америке: он бунтует, не навидит всех за все, ненавидит себя, за то что такой же, любит маму (читай сестру), мечтает на необитаемый остров, но в отсутствии внутренних ресурсов идет домой и вырастает в тех людей, кто пишет эти коментарии. Рассказ о том, что небо голубое, а солнце встаёт каждое утро. Жаль потраченное время!

25 | Ромка

17 января 2011, 6:18

http://video.yandex.ru/users/epfeifer/view/212/user-tag/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82/
Копируйте, вставьте. Кое-чего поймете из произведения , жизни Сэлинджера и не только.
P.S.Отзыв за номером тоже 19 проливает свет на смысл написанного, от части.

26 | Ромка

17 января 2011, 7:12

ОБЪЯВЛЕНИЕ-ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ПОНЯЛ «ГЕНИАЛЬНОСТИ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.»
http://video.yandex.ru/users/epfeifer/view/212/user-tag/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82/
Пройдите по этой ссылке. Кое-чего поймете из произведения , жизни Сэлинджера и не только.
После просмотра этого видео становится понятна глубина этого произведения и то что автор вообще написал в нем.

27 | Ромка

17 января 2011, 7:16

ха ха заминочка вышла.Приношу свои извинения.
Скажем так: «Отзыв-издание №2.» 17 января 2011г., 7:12
Издатель:»Мой мозг»-г. С-Пб.

28 | Ann

20 февраля 2011, 6:06

Книга мне показалась очень динамичной и самое главное юморной, было много моментов над которыми я смеялась от души. При прочтении других книг такого не бывало ни разу. Но были и моменты когда я плпкала, особенно хороша последняя финальная сцена, когда сестренка катается на карусели, начинается сильный дождь, все сразу же убегают прятаться, а он настолько счастлив от созерцания катающейся сестренки, что стоит и мокнет под ним, где сейчас в наше время встретишь такое. Очень хорошо и тонко показаны эмоции человека (Холдена). И автор пишет так, что никогда и не скажешь, что писал книгу взрослый мужчина-писатель, так как он смог передать все чувства, мысли, эмоции подростка – именно это поражает. Прочитав описания в некоторых других книгах переживаний подростка, мне стало даже неприятно читать, так все неправдоподобно.
Вот уже 7-ой раз читаю эту книгу и все никак не надоест…

29 | Алексей

27 февраля 2011, 5:50

Наверно прав был тот кто написал что книгу нужно было читать на пике юношеского максимализма, для пущей так сказать проникновенности))) На самом деле в книге нет ничего сверхъестественного, а просто в достаточно доходчивой форме систематизированы стандартные переживания и чаяния среднестатистического подростка у которого семь пятниц на неделе. Пытался спроэцировать текст на свою юность и убедился что мне несколько больше повезло в части самоопределения и расстановки приоритетов. Вообще как мне думается книга вполне способна оказать как позитивное так и негативное влияние, в основном наверно на слабых личностей, поскольку текст очень легко воспринимается. Несомненно плюс книги в том, что актуальность текста спустя полвека ничуть не убавилась, и я не о сюжете а об описании окружающего мира и поведении/поступках людей. Ну и в заключении скажу, книгу читать нужно хотя бы потому, чтобы для себя определиться с ценностью этой книги. З.Ы. Для меня самым сильным моментом в книге была сцена с проституткой, а точнее с представлением Холдена о ее платье.

30 | Mary

4 марта 2011, 4:58

сначала послушала аудиокнигу-решила что что то в записях было упущено и потом еще перечитала книгу. ОЧЕНЬ жаль потраченного времени. эта книга та еще дрянь

31 | tom

20 марта 2011, 2:46

Прочитал за один вечер. Не впечатлило. Начало было вроде ничего, а потом пошли какие-то сопли с Фиби, каруселью, религией. Особенно раздражали экскурсы в кино, театр, литературу – приходилось пропускать целые абзацы.
Какой там шокирующий язык, какая депрессия? О чем вы?
Не хватает динамизма, негатива, красок. Не знаю, кого там можно после прочтения этой книги убить. Под конец остается ощущение какой-то бессмысленной муры, хотя некоторые места получились довольно удачно.
Но не сравнить с М. О. Сильва.

32 | mc

8 апреля 2011, 17:15

Прочитал книгу уже в зрелом возрасте. Коротко: не впечатлился. Описывается видение мира подростком, который, во-первых, переживает становление личности (что само по себе есть ничего необычного), во-вторых, имеет явные некоторые внутренние проблемы с самоопределением (что тоже вобщем-то не редкость). Да, у Колфилда болящая и любящая душа (и пока еще малоосознающая). Но разве это нечто экстраординарное?..
Идея стара, как мир. Ничего нового.
Надеюсь, ошибаюсь:-)

33 | Penelopa

18 апреля 2011, 2:27

а для меня книга Сэлинджера – одна из-самых лучших. И я тоже перечитывала ее раз 7, потому что она искренняя и настоящая.

34 | Виолетта

27 апреля 2011, 15:45

Только что прочитала книгу. Мне понравилось. Косность языка поначалу раздражала, но потом, когда я поняла, что это такой стиль автора, что так, в принципе, и должен выражать свои эмоции и мысли 16-летний подросток, приняла его и читать стало легко и интересно. Смущала некоторая инфантильность главного героя, неопределённость в жизни, бесцельные метания. Хотя с другой стороны не такие уж они и бесцельные. В общем книга оставила неоднозначное впечатление. Временами мне было грустно, а некоторые моменты вызывали улыбку. Я до конца верила, что Холден всё таки уедет из дома, но ведь он сам неоднократно, на протяжении всего романа, признаётся в своей трусости, поэтому и такой

35 | Катерина

22 мая 2011, 23:45

Роман замечательный. Живой. Да,Холден не идеал,он не дотянул до бунтаря,но он хотя бы отвергает систему, сущность которой-самодовольство и потреблятство! Он не может изменить уклад жизни,но он мечтает спасти чистые детские души от окружающего дерьма. А те,кто считает роман скучным и пустым,видимо,сами погрязли в этом дерьме.

36 | orrin

29 мая 2011, 6:36

Роман-то, господа, довольно хитрый. Внешне он кажется простым: ну ходит Холден туда-сюда, ну не находит себе места, ну пьет и клянет белый свет. Только это не все. Через рассказ о событиях нескольких дней накануне Рождества, о своих взаимоотношениях с однокашниками, учителями, родными, девушками и просто случайными людьми Холден сам того не ведая выставляет на свет божий глубинные противоречия между людьми и внутри людей в многогранным бытии.
Это книга о взрослении. Холден видит насквозь что мир, полноценным элементом которого он будет, став взрослым, – это мир фальши, лжи, эгоизма, холодного потребительского отношения к ближнему, носителями которого так или иначе являются все окружающие, и он мучительно не хочет быть частью этого мира. Посмотрите, ведь на протяжении всей книги он пытается бежать. Сначала из школы, а потом он долго не задерживается ни в одном из мест своего пребывания, ни с одним из знакомых. На свидании с Салли он впервые говорит, а затем начинает шлефовать по-детски наивный план бегства в другой штат, где он стал бы прикидываться глухонемым. Все что это угодно лишь бы найти волшебную стенку, которая отгородила бы его от действительности. Только одно удерживает его: маленькая сестренка. Дети имеют особую власть над Холденом. Они практически единственные на Земле, кто ему импонирует. Здесь, конечно, нет ничего странного: дети еще живут по своим особым законам, в своем особом внутреннем мире, связанным с ненавистным миром взрослых, но автономном от него. Поэтому-то он и тянется к детям, пытается вернуться в их вселенную, но уже не может. Вот здесь и рождается самый знаменитый монолог главного героя: дети играющие во ржи (мир детей), а за ржаным полем пропасть (мир взрослых – будущее этих самых детей) и он, Холден, – ловец во ржи на границе между мирами, препятствующий желанию детей упасть в пропасть.
Знаете чем подкупает книга? Своей правдивостью, реалистичностью. При чтении возникает ощущение, что книгу действительно писал 16летний подросток. Тут конечно следует оговориться: в оригинале. Перевод Райт-Ковалевой хотя и выполнен безупречно с точки зрения искусства перевода и звучит литературно безупречно, тем не менее слишком приукрашен. Когда Холден пишет про мат на стене, он этот мат и называет, а не сообщает, что «на стене кто-то написал похабщину».
Весьма реалистичен и конец, который заключается в том, что Холден проигрывает. Почему? Он продолжает взрослеть. Но в этом и состоит трагизм ситуации: у него просто нет выбора (если, конечно, исключить вариант самоубийства).
По-поводу названия. Мне нравятся оба: и оригинальное и придуманное Райт-Ковалевой. «Над пропастью во ржи» – более глобальное, оно как бы сразу и громогласно заявляет читателю, что книга повествует обо всех. Название Сэлинджера «Ловец во ржи» – более индивидуалистическое. Оно подчеркивает, что автору важнее главный герой, Холден, через которого словно через сито пролетает окружающая действительность, и ее часть неизбежно оседает на нем. Он «ловит» и ее вопреки своему желанию. Я всегда придерживался мнения, что правильнее название данное произведению автором, просто потому что это его прерогатива, и ему виднее, как называть.
Тем, кто считает, что шедевр – это исключительно книга с динамичным и лихо закрученным сюжетом, роман покажется скучным. А по мне отсутствие этих качеств не мешает книге Сэлинджера являться одной из действительно стоящих вещей литературы 20 века.

37 | miss_A

17 июня 2011, 22:26

После прочитанных мною сложных книг мне совсем это произведение не понравилось. Есть где-то что-то, особенно то место где он общается с мистером Антолини и со своей сестренкой Фиби и все…Слишком легкая и скучная. Наводит грусть. Иногда где-то меня подташнивает. Бесит когда он повторяет одно и тоже бесконечно. Его любимое выражение «честное слово». И еще что-то там было, не помню. Еле как докончила. Ненависть ко всему скорее всего меня убивала. На нервы действует… Очень разочаровалась.

38 | андрей бавпыр

1 июля 2011, 6:46

у него появилась такая мечта – ловить детишек над пропастью именно потому что он хотел беззаботности свободы от навязанного жизненного пути
он не хотел чтобы мир был таким сложным, запутанным и бессмысленным в какой то степени .не хотел видеть этих людей вокруг него которые полны плохого и самонадеянного. вот и все

39 | Фродян

8 июля 2011, 16:13

Ни черта не нашел в этой книжке. Зря потратил время

40 | Ня Ня

14 августа 2011, 3:20

Наверное, эту книгу и правда могут понять только подростки. Когда отрицание приравнивается к откровению, а ненависть – к подвигу. Просто-напросто у молодого человека в голове ничего тольком не устоялось, но он уже лезет во взрослую жизнь, причем сначала лезет, а потом думает. И полкниги он просто бредил – простудился, болел …
Нет там никаких идей, просто подростковая дурь.
Все через это прошли, и повторять нет никакого желания.
Не понравилось.

41 | Archimer

24 сентября 2011, 2:34

Книгу нужно читать в оригинале! Абсолютно согласен с 36 отзывом. На русском не передаются те детали, которые может и являются тем скрепляющим раствором…

42 | Михаил

10 ноября 2011, 5:28

Те, кто считает Холдена среднестатистическим подростком, просто испытывающем те чувства через которые, вырастая, проходим мы все, упускают одну из главных тем романа: Холден не в состоянии справиться с этими чувствами, с этим переходом из детсва во взрослость. Именно поэтому он изолирует себя от мира взрослых, воспринимая этот мир  лживым и лицемерным, но не замечая те самые черты в самом себе.  Эта психологическая изоляция, это неумение адаптироваться к более сложным дейсвительностям окружающим Холдена (он предпочитает упрощать эти действительности, характеризуя их исключительно негативными чертами) приводит к его психологическому перелому.  Холден рассказывает свою историю из неназываемого заведения, после того как он «заболел», о чем он не любит разговаривать.  Таким образом, роман описывает серьезную психологическую проблему подростка, а не просто его бунтарство, которое является лишь физическим проявлением психологического недостатка Холдена.  Гениальность Сэлинджера в том, что темы описываемые им от лица нуждающегося в помощи подростка находят резонанс с теми из нас которые смогли справиться с переходом во взрослость сами, таким образом подчеркивая их универсальность.  Я могу только попытаться представить какое огромное влияние эти темы имеют на тех, кто нуждается в психологической помощи, как например убийца Леннона и покушитель на Рейгана (Кеннеди, между прочим, здесь ни при чем).

Два слова о языке.  Одним из наиболее распространенных критицизмов романа в Америке является замечание о нелитературном языке, которым он написан (кстати, в оригинале роман намного более нецензурен чем в русском переводе – в частности, «похабности» упоминаемые в переводе, на самом деле приводятся дословно в оригинале).  По моему, одним из главных достижений автора именно и является подлинность языка, с точки зрения подростка.  Эта книга широко читается в американских школах, часто побуждая возражения многих родителей (особенно в прошлом), что она не подходит для чтения 15-ти и 16-ти летними подростками.  Ответ таким критикам очевиден – они, не понимая того, как раз и представляют из себя «ловцов во ржи», пытаясь предотвратить падение детей в пропасть взросления как Холден, пытаясь заслонить и изолировать вырастающих детей от действительностей взрослой жизни.

43 | Askarlson

15 ноября 2011, 4:26

прочел книгу пол года назад, читал её так же, как и говорилось в начале рецензии – откладывал её, читалось тяжело, скучно. Можно сказать, что заставил себе дочесть до конца, больше для порядку…
И в конце роман меня просто взорвал бурей восторга – особенно то место, где Фиби на прощальную встречу с братом приходит со своим чемоданом… Именно это место и этот персонаж (Фиби) понравились мне в книге больше всего. Долго думал потом… Считаю главным в книге именно Фиби и её этот поступок.
А все метания парня – результат некоего заболевания, от которого он «чуть не отдал концы», и был вынужден отдыхать и лечиться в санатории. всякое заболевание, не обязательно психическое, так или иначе, оказывает влияние на психику, это называется психосоматикой и может «отяготить» некоторые наши черты характера и изменить личность. думаю, что этим можно объяснить странное поведение Холдена…

и вот тут я вспомнил историю питеского студента, жившего в комнате «как гроб», и убившего таки старушку… спасла его тогда тоже Сонечка, хоть и не Фиби…
кто что скажет по этому поводу, это только мне одному так кажется?

44 | Вика

22 января 2012, 0:43

С самого начала мечта Холдена показалась нелепой, смешной, абсолютно не понятной мне, но это только по началу …

Когда дети перестают верить в чудеса и отказываются от всего, во что верили раньше, они быстро теряются в том ржаном поле – поле их светлой детской жизни. Сами того не замечая, они продолжают играть до тех пор, пока не станет темнеть и уже не разобрать дороги назад. Заигравшись, они и не увидят пропасть – ту взрослую жизнь, которая пропитана лицемерием, притворством и собственным эгоизмом; жизнь, которая лишена каких либо моральных границ, но не лишена огромного запаса лжи, которой хватит на каждого в большом количестве. Играя, дети не заметят как они на полной скорости свалятся в ту жизнь и.. что тогда? Холден хотел их спасти, не подозревая того, что стоял слишком близко к пропасти и мог провалится сам. Но к счастью, у него была Фиби. Его маленькая Фиби, которую он и сам бы наверняка хотел спасти от падения в пропасть, да она первая это сделала.» И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть.» Она выполнила всю его работу! Сердце ребенка способно верить и любить на столько искренне, что хочешь того или нет, сам начинаешь становиться лучше и Холден тому пример.
Благодаря книге, я теперь четко осознаюо, что дети – цветы жизни,они наше будущее, наше все. Пока мы это понимаем, мы сможем сделать мир лучше! Только стоит побольше общаться с детьми :)

Не смотря на всю свою начальную негативность, книга оставила позитивное впечатление.

45 | Д

7 февраля 2012, 18:21

Почитайте отзыв 36 | orrin.
Если не поняли книгу, то, возможно, вы рано прочли эту книгу. Либо у вас ограниченное мировосприятие, и вам ее никогда не понять

46 | UrsNelson

14 февраля 2012, 0:00

Первую половину книги прочитал очень легко, но вот затем появилось чувство, что начал буксовать, и еле дочитал. Книга показалась пресной. Герой повествует историю взрослеющего человека, который видит мир сквозь призму ненависти к окружающим. Не скрывает своей слабохарактерности и демонстрирует трусость. Попробую в оригинале перечитать.

47 | Dnte

5 марта 2012, 16:15

Уважаемый 45 комент, понимаете ли Вы что книга ни о чём!Вы сидя сдесь лицемерите до смешного!!! Вам хоть говно, простите меня, на лопате покажи и скажи что это показывает сущность мира, вы будете стоять с умным лицом и говорит что это очень тонко, очень мудро, хотя чего не поймёте! Итак все кто считат себя цинителем искусства! А в сущность это фикция, пшик, но вы же считаете себя умным и будите кивать головой и говорить о Боже до чего же хорошо.А книга ни чего в себе ни несёт, ну кроме бональных вещей!

48 | Fay

22 марта 2012, 3:21

Когда я прочла эту книгу у меня возникло неоднозначное чувство-с одной стороны там ничего такого и не произошло.Никакой стрельбы,войны,потери,убийства,горя,неразрешимой проблемы которая грозит смертью всему человечеству.Именно этого судя по всему ждут от любой книги уважаемые господа,считающие эту книгу дерьмом и зря потраченным временем.Но.Есть тут одно но.Эта книга вызывает такие непередаваемые эмоции,которые просто захватывают тебя-с одной стороны жалость,с другой стороны смех,с третьей-да черт возьми он прав!Холден рассуждает.Рассуждает,и это главное.Он думает и мыслит.Он ищет выход.Он немного чокнутый,но это не важно.Меня ни капли не смутил стиль его речи-согласитесь,странно было бы услышать из уст подростка литературную речь.В этом ошибка многих современных авторов-создав вроде бы неплохого героя и важную проблему,они совершенно не передают атмосферу.а в этой книге есть атмосфера.Ее прочтение вызвало у меня положительные эмоции.и пусть себе заливаются дальше люди,которые не в состоянии понять книгу,корчат из себя знатоков и говорят что это все реклама и пафос,а сами пишут с орфографическими ошибками(да,да 47 комментарий,я на вас тонко намекаю:)

49 | Alexandra

29 марта 2012, 3:22

Люди,да как же вы не видите тут одну из главных проблем?!это одиночество,одиночество ребенка в таком огромном и большом мире,он остался непонятым,недослушанным,и кто знает,что бы было,если бы не любовь,такая чистая и искренняя любовь к его сестренке Фиби.это замечательное произведение,в нем куча мыслей и идей,над которыми можно думать,с которыми можно соглашаться или не соглашаться,которые можно обсуждать.на этой книге учишься главному-видеть хорошее в мире и искать свою цель в жизни.

50 | Nana

31 марта 2012, 22:05

Книга просто великолепная. Кто ее не понял, просто и есть тот, кого ненавидел и жалел Холден.

51 | Ghost

1 апреля 2012, 23:59

Парень взрослеет и перед ним открывается мир такой, какой он есть.Во многом непонятный и из-за этого еще более отталкивающий, с другой стороны он где-то внутри понимает, что процесс взросления не избежен, что вызывает с его стороны озлобленность. Холден пытается оттолкнуться от него, ему мило безмятежное детство,которое он видит в детях.
По существу происходит (или не происходит) процесс адаптации к окружающему миру, автор выражает по этому поводу свою мысль так:

«Когда ты преодолеешь всех этих мистеров Винсонов, ты начнешь все ближе и ближе подходить — разумеется если захочешь, если будешь к этому стремиться, ждать этого, — подойдешь ближе к тем знаниям, которые станут очень, очень дороги твоему сердцу. И тогда ты обнаружишь, что ты не первый, в ком люди и их поведение вызывали растерянность, страх и даже отвращение. Ты поймешь, что не один ты так чувствуешь, и это тебя обрадует, поддержит. Многие, очень многие люди пережили ту же растерянность в вопросах нравственных, душевных, какую ты переживаешь сейчас. К счастью, некоторые из них записали свои переживания. От них ты многому научишься — если, конечно, захочешь. Так же как другие когда-нибудь научатся от тебя, если у тебя будет что им сказать.»

Самая крупная адаптация в жизни каждого человека – это взросление, но не единственная. Адаптация к окружающему происходит при различных жизненных обстоятельствах, это могут быть переезды и миграция,потеря работы и смена рода деятельности,и прочие жизненные потрясения со сменой всего того к чему мы привыкаем поэтому книга актуальна не только для подростков, но и для любого возраста.
Книга показывает, что не желание принимать новый окружающий мир ведет в пропасть, рано или поздно случится катастрофа.

52 | Lessie

26 апреля 2012, 1:15

Я-подросток
Читала про типичного подростка
Ничего нового для себя не открыла
Книга-пустая трата времени

53 | Николай Сергеев

28 апреля 2012, 9:19

Блин, столько слышал об этой книге….
Наверно, если бы я её прочёл лет 15-20 назад – может, мне бы и понравилось…
Сейчас для меня это подростковые слюни. Хотя многие и во взрослом возрасте подобны Колфилду – критикуют всех и вся, а сами ничего нормального в своей жизни сделать не могут…
Одним словом – жаль потраченного времени…

54 | anna

22 мая 2012, 5:21

kniga velikolepnaya ,prosto perevod ujasnii sut teryaetca v perevode nado ego chitan na angliskom chtob ponyat,,,ya prochla let 5 nazad bila podrostkom sha opyat perechitivaju,,izvinite chto pishu ne na ruskom i s oshibkami :)) prochitaite etu prekrasnuju knigu ne pojaleete

55 | nastassia

3 июня 2012, 1:56

Книга ни о чем… не советую читать тем, кто привык к действительно стоящим произведениям мировой литературы!! это лично мое мнение (и вижу тут я не одна с таким мнением)

56 | Мария

19 июня 2012, 1:25

Замечательная книга! Самая изюминка в этой книге, что 16ти летний подросток изрекает истины, изрекает своими словами, словами юноши, без премудростей, так, как они есть на самом деле! Простота – главный козырь этого романа! Сэлинджер преподносит нам истины морали, поведения, мышления – как самые обыкновенные вещи! Стоит прочесть всем, не зависимо от возраста! Великолепная книга!

57 | Пирожок

28 июня 2012, 4:52

Гораздо раньше был написан «Герой нашего времени». Вот тут можно увидеть перекличку. Наверно, все таки не с Достоевским. Роман, однозначно, не понравился. Тоска и пакость.

58 | Аделина

15 августа 2012, 20:18

Я ,наверное,чего-то не поняла. После прочтения осталось чувство какой-то пустоты,грусти..Многое не досказано.
мне жаль Холдена. Он хороший человек,но боюсь ,с ним тяжело общаться,тонко чувствует фальшь ,любое притворство и намек на инфантильность ,но он бунтарь только внутри.. Слишком трусоват,и к тому же он ОДИН без товарища(нет человека разделяющего его взгляды). Думала,все закончится самоубийство,всем бы таких родственников ,как Фиби!она замечательная. В целом, роман понравился. И ваши комментарии тоже,спасибо)

59 | Анна

21 августа 2012, 16:52

Господи, ну как можно не понять этот роман, и хаять его, даже не допуская мысли о том, что это вы дебилы, а не роман «тоска и пакость»!!!…. Посмотрите видео http://video.yandex.ru/users/epfeifer/view/212/user-tag/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%
Прочитайте хотя бы комментарий Романа (№19) http://livekniga.ru/nad-propastyu-vo-rzhi/#comment-4178
Да…. Далеко мне еще до Холдена, мне не хочется спасать этих детей, мне вообще кажется, что спасти их невозможно, с такой радостью и упоением несутся они в пропасть, да и вовсе не дети они, и любить их у меня не получается… Да и как это делать, читая такие комментарии, как №57 или №55 … «Книга ни о чем… ….. это лично мое мнение (и вижу тут я не одна с таким мнением)» – Да вас много… если бы вас было мало, Сэлинджеру было бы не о чем писать… Грустно это все…

60 | anonymous

29 августа 2012, 23:08

В этом романе нет ничего особенно для людей, которые еще не забыли те беззаботные подростковые года.
Не понимаю, почему все зациклились на проблемах подростков. Ведь основная проблема кроется в нас, взрослых мамах и папах, которые в свои годы совсем забыли, что такое подрастковая жизнь. Именно мы, родители, обязаны помочь преодолеть данный этап жизни.
Сам Холден из богатенькой семьи. Такие родители могут только обеспечить материально – в духовном плане они НИЧТО. Я даже не могу сказать, любят ли они по-настоящему своих детей, если им плевать, что находится «внутри»у их же детей. Холден, это видит, и конечно же не может им открыться и рассказать свои мысли. Для него роднее учитель англ.
Ах да ещё, вспомните сцену с Фиби, когда она чтобы не спалить своего брата, сказала, что покурила пару затяжек. В 10 лет!!!!! Как так??!! Мамочка ей ничего даже не сказала. В 10 лет нормально курить, ребята? А сам Холден, что лучше? В 16 лет он напивается в гавно да ещё и курит как паровоз….
Мне кажется, что прочитав этот роман, нужно задуматься, как воспитывать наших детей…

61 | Ольга

24 октября 2012, 14:37

Книга очень хорошая, её просто нужно понять и прочувствовать. Там много посланий для каждого из нас. Просто при чтение данной книги будьте внимательней, представьте, что Вы это и есть Холден Колфилд и Вы всё поймёте.

62 | alinarocknroll

1 ноября 2012, 16:27

Мне 16. Я дочитала эту книгу буквально на днях. Я просто в восторге.
Действительно, сюжета там нет. Но мне безумно понравилось само повествование,изложение мыслей. Даже все эти жаргонные словечки,по-моему,добавляют шарму.
Мне показалось, что ненависть Холдена к людям и к их порокам граничит с огромной всеобъемлющей любовью. Как он восхищался чистотой и искренностью монахинь, которых встретил,по-моему, на вокзале, как ему было жаль ту молоденькую проститутку из отеля.. да ему всех было жаль. Своего соседа по комнате, у которого были дешевые чемоданы, даже того же самого Экли. Я уверена, что если бы у него была возможность помочь всем, он бы сделал это.
Все в один голос утверждают, что им кажется,будто Холоден сам находится над какой-то пропастью. Я не согласна с этим. Я думаю, что из этого мальчика вырос бы очень достойный человек. Сама не могу понять,почему мне так кажется. Наверное, есть в нем какое-то благородство, не свойственное большинству его ровесников.В конце концов, какие его годы! Самое время бунтовать и находиться в поисках себя.

P.s: по поводу любви психов к этому произведению. Недавно смотрела фильм, с Джейком Джилленхалом и Дженнифер Эннистон в главных ролях. Так вот,герой Джилленхала был помешан на этой книге.даже носил ее всегда с собой. Перечитывал по несколько раз. И у него действительно не все было в порядке с головой. Какая-то нездоровая инфантильность, перепады настроения. В конце фильма он застрелился в номере отеля.

63 | альбина

3 ноября 2012, 19:01

Очень понравилась книга.Я думаю это книга для подростков,они поймут её больше,я читала эту книгу,и когда отлучалась,мне хотелось узнать ну что же там будет дальше. Если читаю читаю и мне не интересно,не захватывает ничего,я перестаю читать,эта книга дала мне вдохнуть в жизнь,каких та недостающих частей!

64 | Аркадий

17 ноября 2012, 4:41

Книга – не шедевр, ожидал какого-то откровения от
«знаменитой книги», но не получил, разочарован. Однако же, книга хорошая и кому-то стоит, определенно, ее почитать!

Если в двух словах – книга о искренности и неподдельности. Она и ведется от лица 16-и летного подростка именно по этой причине. Книга о настоящих ценностях, а точнее о поиске настоящих ценностей.

Интересно реализовано то, как ГГ приходит прозрение – помогает в этом еще более непосредственный персонаж, чем он сам – Фиби. Она действиями доносит до него, то что не могли донести все взрослые, то что было не понятно после многих нравоучений (в которых он видел только лажу).

Мораль в том, что не нужно отвергать лажу, убегая от нее. Она часть этого мира, но при этом, никто же не мешает вам быть неподдельными, находясь внутри него. Ищите настоящие и искреннее в привычном окружении!

65 | палыч

20 декабря 2012, 12:42

а вы все уверены, что прочли именно обсуждаемое произведение, а не аннотацию в пионерской правде или местной многотиражке….

66 | палыч

20 декабря 2012, 13:21

а вы все уверены, что прочли именно обсуждаемое произведение, а не аннотацию в пионерской правде или местной многотиражке….
С. Довлатов, «Соло на ундервуде»:

« Когда-то я был секретарем Веры Пановой. Однажды Вера Фёдоровна спросила:

— У кого, по-вашему, самый лучший русский язык?
Наверно, я должен был ответить — у вас. Но я сказал:
— У Риты Ковалёвой.
— Что за Ковалёва?
— Райт.
— Переводчица Фолкнера, что ли?
— Фолкнера, Сэлинджера, Воннегута.
— Значит, Воннегут звучит по-русски лучше, чем Федин?
— Без всякого сомнения.
Панова задумалась и говорит:
— Как это страшно!..

67 | Марго

6 января 2013, 0:30

Мне очень понравилась! Одна из моих любимых книг. Действительно, стоит прочитать.

68 | Сергей

21 января 2013, 0:59

Прочёл книгу и узнал, что же такое «над пропастью во ржи». Ответ в 24 главе, если память не подводит. А вообще суть в том, что Холден своим безразличием к учёбе сам оказался над пропастью, но в последний момент, из-за сестры он не сделал большой ошибки. Советую почитать, очень интересно.

69 | Инкаста

13 февраля 2013, 15:24

Мне 16 лет. Недавно прочитала эту книгу. Очень понравилось. Если говорить о взглядах подростка на современный мир – они более чем правильны. В нашем мире действительно слишком много того, что описывается в этой книге: несправедливость, лицемерие, неискренность… Особенно поражает то, что из всего его временного окружения он, 16летний парень, ОДИН замечает пороки своего общества, он ОДИН желает против этих пороков бороться. А нелитературный язык – жаргон – только усиливает реальность романа. Лично мне близок Холден. Советую прочитать эту книгу – раскрывает глаза на многие вещи, которых многие, к сожалению, не замечают.

70 | Marveen

20 февраля 2013, 6:37

Сама подросток. Но хоть убейте, не пойму, что все такого гениального нашли в этой книге. Простые истины о детстве и взрослении. Суть книги можно было передать одним абзацем, где главный герой рассказывает о своей мечте «ловить детей у пропасти». И не надо говорить, что мол я не поняла смысл этой книги, так сказать, не прониклась.
Смысла-то, на самом деле, тут очень мало. Да и то, он прост, как три копейки. Ничего нового для себя не открыла абсолютно. А уж о каком драматизме может идти речь, так и вообще не пойму.
Полнейшее равнодушие – вот та эмоция, которая одолевала меня при прочтении этой книги. Возможно, все дело в том, что я и без ее помощи раздумывала на эту тему, к тому же, открыла для себя гораздо больше, чем преподнес мне Сэлинджер.
Оттуда и разочарование. Ну а для тех, кто на тему взросления не размышлял (либо размышлял, но не открыл многого) книга и вправду может показаться шедевром.

71 | Юлия

24 февраля 2013, 1:45

На мой взгляд, Холден не был ненавистником всего существующего, он не нигилист, который все отрицает и не видит ценностей в жизни. Отзываясь с крайним пренебрежением об обществе, для которого важно лишь твое социальное положение (как директор Хаас из Элктон-Хилла: «Такого подлого притворщика я в жизни не встречал»),-Холден говорит о своем крайнем неодобрении тех людей, которые плохо относятся к бедным и притворно приторно к богатым. Он очень уважительно думает о людях, которые не гонятся за богатством или славой, а просто делают правое дело ради добра- монахини-учительницы, которые к тому же собирают пожертвования для бедных, которых Холден встречает на вокзале. В противовес к доброте и чистоте этих женщин он ставит свою тетю, которая никогда бы не смогла стоять с банкой и собирать пожертвования, если бы прохожие не восхищались ее внешностью. Холден видит душевную красоту отдельных людей, которых он встречает, и , я думаю, он мог бы тоже стать таким человеком, если бы он не считал себя недостойным, если бы не только говорил о своих недостатках, а умел изживать их. Меня восхитила нежная любовь Холдена к своему умершему от болезни брату Алли и своей сестре Фиби. Холден с глубочайшей нежностью относится к детям, их наивности, доброте и непосредственности, и сам мечтает ловить детей над пропастью во ржи, чтобы простодушные дети не падали в пропасть снобизма и расчетливости,которая спрятана от их глаз за стеной ржи, которая символизирует нежный детский возраст. Да, Холден не лишен недостатков, таких как резкость суждений и склонность ко лжи, но душа его тянется к доброму и прекрасному. Просто Холден терпеть не может показности и мелодраматизма, но при этом он ценит настоящий талант. Я имею в виду то, что Холден восхищается писательским творчеством своего брата, но не одобряет его решение отправиться в Голливуд, так как в таком случае его талант будет служить потребностям богатых кошельков, и он не сможет писать стоящие вещи, а только те, которые будут от него ожидать.
В общем, Холден имеет все предпосылки для того, чтобы, повзрослев, стать великим, в духовном смысле, человеком, если он, конечно, найдет в себе силы бороться со своими недостатками и научится снисходительнее относиться к человеческим порокам, а не будет всегда от всего бежать и придаваться унылым размышлениям со стаканом виски в баре.

72 | Ксюша

27 марта 2013, 5:23

Вот все тут пишут, что, мол, книга слишком простая и в ней нет ничего, что заставило бы задумываться. А на самом деле, в том-то вся и соль, что с виду она обычная, а что внутри, это нужно понять. Причем смысл тут довольно злободневный. Все чаще потом вспоминаешь и думаешь – как бы поступил Холден (красивое, кстати, имя))))
Я не осуждаю тех, кому она не понравилось. Это их мнение, они взрослые люди и, скорее всего, просто не смогли ПРОЖИТЬ эту книгу с самого начала и до конца вместе с героем. А ведь только так можно было понять её! И самое главное, это когда после того, как ты читаешь последнюю строчку, у тебя на глазах появляются слезы. Может, оттого, что очень уж близки слова Холдена, особенно мне о том, как он всех ненавидит. А может, оттого, что слишком прямо он говорит обо всем, что люди в повседневной жизни стараются скрыть, не заметить, обойти. Вы привыкли к этому, к этой лжи, злости, тоскливому равнодушию, порой даже глупости (вечный вопрос Холдена о том, куда деваются утки зимой, на который смогла ответить только Фиби, человек, который жил на этом свете меньше всех предыдущих). Опять же, эти стереотипы, что взрослые – самые умные. Какие они умные, скажите?! Самое ужасное во всей этой ненависти – то, что ты, как ни крути, такой же человек.
Спектакль в театре на Черной речке, кстати, чудный.
Когда читаешь, влюбляешься с каждой строкой в Холдена. Во все его странности, метания, желания. Почему? Потому что узнаешь в них себя. Такого, как есть, не прикрытого никакими масками, странного, ждущего от жизни очень многого.
И вы после этого можете говорить, что здесь нет смысла?!

73 | Антон

5 июля 2013, 3:51

Прочел много комментариев, прочел книгу, прочел рецензию… Не могу изливаться в искренних восхищениях по-поводу книги, так как меня очень добил автор, ведь многие заметили: повествует парнишка, 16 лет, говор будто из деревни, весь из себя, чертыхается, сквернословит, вечно ему все не нравится, постоянная ненависть ко всему и всем, вечное вранье, сплошной негатив и злоба и к середине книги я просто потонул в этом, захлебнулся… Но! Не бросил, скрепя зубами вгрызался в каждое слово и наконец вылез во что-то удовлетворительное, а через пол часа и дочитал, книжка маленькая… Как всегда, я не сразу мог высказать самому себе словами мысль, которую уловил, посидел, подумал, затылок почесал, а слова не приходят, только понимаешь и чувствуешь…
А теперь почитал коменнтарии, понял, что почти все такие в подростковом возрасте: мешок с мясом, ненавистью, негативом и вечным отрицанием… Обернулся назад и понял, что я был другим, наверное, просто быстро свыкся с реалиями окружения, жил и не тужил, хотя лгал на короб больше Холдена… Наверное, я слабак в этом плане…
После книги неприятный осадок все таки, немного разочарования, по глупости своей не все понял, но не скажу, что книга – щедевр.

Единственное, от чего я без ума, так это от аллегории «над пропастью во ржи» – в моих глазахи именно это гениальное наследие Селинджера.

74 | Оксана

12 июля 2013, 4:31

Книжка, бесспорно, хорошая. Но почему-то после её прочтения на душе осталась какая-то лёгкая грусть. То одиночество, которое было в сердце мальчика, оно передалось и мне. Такое ощущение, что чего-то не хватает, какая-то недосказанность в конце, на мой взгляд.
Но, тем не менее, Холден, который так был уверен в том, что счастье нужно где-то искать, нашёл его совсем рядом – в своей сестрёнке Фиби. И это, безусловно, хороший конец для хорошей книги. Мой самый любимый момент в книге – это тот, где на желание мальчика найти того, кто отправился бы с ним в его далёкое путешествие(как мы помним, он звал Салли), откликнулся человек, про которого он даже и не думал – та самая Фиби.
Смысл в книге определённо имеется, но каждый вынесет из неё что-то своё(хотя не исключено, что многим она покажется нудной и бессмысленной, но, как говорится, на вкус и цвет).

75 | Жанэт

14 июля 2013, 6:20

Конечно извените, но книга мне не понравилась, так как книга нагоняла тоску все время.

76 | Паша

18 июля 2013, 19:54

Мне 15 лет . Закончил ее читать 10 минут назад . во время прочтения мне приходило очень много мыслей ,но вот к концу ее прочтения у меня они все разбежались .Что могу сказать . Во первых я не могу сказать ,что книга мне ось понравилась или что не понравилась ,потому что я во многих моментах грустил как и главный герой .Уловил я очень ярко ,как уже тут вы писали мысль ,что автор хотел донести до читателя что то в роде » не быть липовым ,вот счастье , но от него ты страдаешь . И тут я сразу думаю про себя , как я часто людям вру ,улыбаюсь им не искренно , хожу допустим в церковь что бы получить одобрение сверстников , и меня кидает просто в панику …. Я думаю ,если бы я встретился с Колфилдом , ему бы меня в какой то мере стало жаль . Ну он бы ненавидел меня ,как всех других ребят в книге ,но любил бы в душе , но мне от этого не легче . Книга дала задуматься . И если кому то книга не понравится , то возможно это будет из за не осознания того ,что вы ненастоящий , но по мне так это не сильно плохо . Очень согласен со многими его уитатами , особенно задела та ,про спектакль ,где он говорит » если 10 людей будет плакать над липовой картиной ,то 9 из них настоящие сволочи .

77 | wassilissa

4 августа 2013, 18:35

честно говоря,сразу после прочтений не было никаких ощущений,кроме как чувствовала почти тоже самое что и Холден. Кто-то написал ,что это «подростковые слюни») На мой взгляд, эта книга просто не для всех. Не каждый оценит описания чувств подростка. Когда хочется и действовать, и как-то кардинально менять свою жизнь,так как хочется ему,и в то же время он не может этого сделать в данный момент(это было бы неразумно).
Но ведь безумно хочется что-то изменить!Или быть не таким как все.

78 | how_Dare_you

16 августа 2013, 0:29

Дочитана последняя страница. Говорю – Необычно. Да, именно с большой буквы. Размышления главного персонажа вроде и колючие, но какие-то трогательные, честные, искренние. Он сейчас действительно непутёвый, но мне почему-то кажется, что он в эту «пропасть» всё же не упадёт… Слишком он для этого интересен и умён. Это всё – болезненный переход во взрослую жизнь, споры со всем миром и с собой, трансформация и перевоплощение – как в фильмах, когда человек превращается в оборотня, или наоборот. «Ему ничего не нравится, он всё ненавидит», утверждала Фиби. Ничего, иногда протест – это что-то первоочередной. Всё отрицать, чтобы выстроить всё самостоятельно заново.
Меня очень зацепило, как он в такой немного дерзкой манере описывает и отмечает по-настоящему важные жизненные категории. Восхищала любовь к братьям и сестре…
В общем и в целом, буду советовать. Но не всем. Тем, кто думает и тем, кто поймет.

79 | Magdalina

26 августа 2013, 20:59

я согласна с тем, что книга не для всех. Честно сказать…она мне не понравилась. Ещё в начале меня стал раздражать главный герой. Ему самому многое не нравилось и многое его бесило. А меня он заставлял беситься только потому, что его всё бесит(сложновато это объяснить). Видимо не для меня эта книга. Заставила себя прочитать до конца(с трудом мне это далось). Хотелось в конце понять суть сего произведения, но увы я разочаровалась(но думаю там более глубокий смысл, который мне не дано понять).

80 | Кот Матроскин

14 сентября 2013, 8:41

одна из самых переоцененных книг нашего времени

81 | мария

22 октября 2013, 4:00

Эта книга хорошо только в юношеском возрасте,более взрослые люди посчитают ее бессмысленной.Ведь она написана совсем не литературным языком да и глубоких философских мыслей я в ней не наблюдала.Но эта книга хорошо тем,что читая ее ,каждый третий подросток ,узнает себя.Одному подростку она понравится лишь из-за этого,а другой поймет, что у него точно такой же юношеский максимализм ,как и у главного героя и что он ничем не отличается от других,что он такая же серая масса…удачного чтения и разочарования

82 | LB

5 ноября 2013, 3:36

Знаете прочла недавно,но не могу отделаться от мыслей об этой книге,хотя казалось бы все ясно!
Мне одной показалось что по отношентю к Холдену было совершенны домагательства сексуального характера?он учиться в школах для мальчиков и тот случай с его учителем когда он можно сказать он убегает от испуга!

83 | Александр

17 января 2014, 5:07

Я прочитал книгу, но ожидал большего. Не понимаю что находят в ней люди.

Оставить комментарий